Теория колористки

Теория колористкиЦвет играет немаловажную роль в жизни человека: это один из мощнейших факторов, влияющих на психику, настроение и самочувствие. Какое счастье, что мы видим мир в красках! Без этого жизнь была бы скучной и унылой.

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Не случайно монахов и судей облачали в темно-серые и черные одежды: это делалось с целью подавления и смирения человека. Напротив, желтые и оранжевые оттенки всегда предвещали праздник, зеленые успокаивали, красные вначале вызывали возбуждение, а затем - раздражение и головную боль. Вероятнее всего, существует язык цветов, понятный всем народам во все времена. Краски, в которые окрашен мир, оказывают на людей не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют и на характер, и на здоровье.

Цветовая среда влияет на работоспособность, причем в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий Гете при разных типах создаваемых им произведений пользовался очками с разноцветными стеклами. Он отмечал, что красный и желтый веселят человека, возбуждают его энергию - тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет настроение и снижает самообладание. Сейчас уже доказано, что различные оттенки по-разному воздействуют на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс становится нормальным, в голубой - замедляется, а в красной - учащается.

Помимо цветов спектра, существует еще почти 1,5 миллиона их тонов и оттенков, которые способен уловить глаз человека. Первичные цвета спектра: красный, желтый и синий - нельзя разделить на составляющие. Основное деление спектра происходит в области зеленого - на теплую и холодную его части. В первой - цвета от зеленого влево до красного (в них преобладают красные и желтые тона), а во второй - от зеленого вправо до фиолетового (преобладают зеленые и синие).

Возможности цвета безграничны: он способен не только вызывать определенные эмоции и ассоциации, но и создавать ощущения тепла или холода, тесноты или простора. Его выбор всегда индивидуален, так как цветовое восприятие у людей развито неодинаково. Так, подвижные и веселые люди предпочитают яркие и светлые оттенки, склонные к сосредоточенности и размышлениям - насыщенные и спокойные. К тому же, после мелькания рекламы, автомобильных фар, фонарей, клипов на ТВ глаза все чаще требуют отдыха.

Цвет может воздействовать не только на зрительный центр мозга, но и на слуховой. Например, конкретный колор может увеличить громкость шума (оранжевый, красный - так называемые кричащие цвета) или, наоборот, ослабить его (синий, зеленый, голубой). Понятно, что помещение, где расположен караоке-центр, лучше оформить в теплый тонах.

При выборе отделки той или иной комнаты дома нужно учитывать различные факторы: куда смотрят окна (если на север - лучше предпочесть теплые тона, на юг - холодные), качество освещения, свойства цвета отражать свет - наконец, функциональность помещения: кухня или гостиная, детская или кабинет. Выбирая цвет отделки, также необходимо учитывать, что чем ближе он будет к естественному освещению, тем сильнее будет отражаться от поверхностей стен и тем светлее будет днем в комнате. Светлые цвета (например, белый или желтый) будут распространяться на рядом стоящие темные предметы и оптически уменьшат их поверхности (эффект иррадиации). Обои в насыщенных теплых и темных тонах или с крупным рисунком, особенно если они выдержаны в красноватых тонах, зрительно уменьшают большие комнаты. Маленькое помещение можно визуально расширить, используя светлые, но холодные цвета спектра. Скажем, светло-салатный, серебристо-серый и светло-голубой увеличивают его габариты. В маленьких комнатах не следует ставить темную мебель, вешать шторы и ковры "мрачных" оттенков.

Если помещение - длинное и узкое, то продольные стены лучше окрасить в более светлые, а поперечные - в более темные тона. В этом случае оно будет казаться короче и шире. Хорошего эффекта можно добиться контрастной окраской одной из поперечных стен. При небольшой высоте помещения красить стены и оклеивать их обоями следует как можно ближе к полу и потолку. Последний можно "поднять", если окрасить его в белый (лучше с легким голубым оттенком) цвет. Можно оклеивать стены до самого потолка, если в рисунке обоев преобладают вертикальные полосы теплых тонов. "Опустить" потолок можно, выкрасив его и примыкающие к нему на 30-40 см участки стен более светлой краской.

И, наконец, при выборе цвета в интерьере нельзя забывать об освещении: при искусственном и естественном цвета выглядят по-разному. В комнатах, которые с утра до полудня залиты солнечным светом, краски будут казаться очень интенсивными. В помещении с вечерним солнцем особенно оживут красноватые и желтоватые оттенки, а остальные цвета будут казаться мягкими, нежными. А вот в комнатах, обращенных на север, прямые солнечные лучи не попадают никогда, поэтому изменение цвета там минимально.

Планируя искусственное освещение, лучше ориентироваться на естественное. Необходимо предусмотреть разнообразные источники света - лампы накаливания, галогенные, дневного света и т. д. При этом учитывать, что теплый свет заставляет светиться только теплые краски; холодные же цвета при этом приглушаются или кажутся сероватыми. Холодный свет, наоборот, активизирует холодные цвета и ослабляет теплые.

Однако, помимо всего прочего, расцветку и рисунок стен можно корректировать в соответствии с назначением каждого помещения, но при этом советуем помнить, что цвета могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. К примеру, красная роза на столе в гостиной символизирует элегантность и красоту, а вот красный фонарь на стене может навести на мысли о борделе.

Мебельбург